Большая техническая энциклопедия
0 1 3 5 8
D N
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
ИГ ИД ИЗ ИЛ ИМ ИН ИО ИП ИС ИШ

Идеальный тип

 
Идеальные типы, таким образом, только растягивают некий экран, на котором высвечиваются системы действия разной конфигурации. Идеальный тип ( чистая ориентация) подобен вектору ( оси координат), а эмпирический тип ( деловая стратегия и практика) образует подобие геометрической фигуры.
Идеальные типы создаются для понимания и объяснения этих значений.
Идеальные типы общества ориентируют анализ и позволяют ставить вопросы социальным реальностям.
Идеальный тип управления организацией, разработанный Вебе-ром, представляет собой наиболее эффективную машину управления, основанную на строгой рационализации. Ее характеризуют строгая ответственность за каждый участок работы, координация в достижении организационных целей, оптимальное действие безличных правил, четкая иерархическая зависимость.
Зависимость мгновенного состава сополимера Ft от состава смеси мономеров / ( для указанных значений rt при. Идеальный тип сополимеризации наиболее часто встречается при ионной ( как анионной, так и катионной) сополимеризации.
Идеальный тип индустриального общества, каким его пытаются сконструировать многочисленные авторы, особенно Раймон Арон, имеет существенные черты индустриализированных обществ, наблюдаемых в Америке, в Западной Европе, в Японии и в советской России. Остальные образуют неясную толпу, которую следует попытаться привести в соответствие с этим идеальным типом. Остается узнать, подпадают ли под понятие традиционного общества так называемые примитивные, крестьянские, античные, классические и тому подобные общества, или они представляют собой нечто радикально иное.
Идеальный тип диаграммы двухкомпонентного простого непрерывного твердого раствора - Докл.
Идеальным типом запорной арматуры для широкого применения в подобных условиях являются запорно-регулирующие вентили.
Не случайно идеальному типу общества Платон противопоставляет отрицательный тип общественного устройства, в котором основным двигателем поведения людей становятся материальные заботы и стимулы.
И все-таки идеальные типы, выражая в своей взаимосвязи систему духовных и иных ценностей, выступают как социально значимые явления. Они способствуют внесению целесообразности в мышление и поведение людей и организованности в общественную жизнь.
Описанный Вебером идеальный тип формально-рационального управления, безусловно, представляет собой идеализацию реального положения вещей, он не имел и не имеет эмпирического осуществления ни в одном из современных буржуазных государств. Вебер здесь в сущности имеет в виду машину управления, машин в самом буквальном значении этого слова - у последней в самом деле не может быть никаких интересов, кроме интересов дела, и она не подвержена коррупции. Вебер считает, что такая человеческая машина точнее и дешевле механического устройства.
Для реактора идеального типа гомогенная и суспензионная модели описывают предельные случаи.
Вебера об идеальных типах, построение на таких интерпретациях понятий является основой его понимающей социологии. Оно интересует социолога потому, что люди вкладывают в свои действия определенный смысл.

В его понимании идеальный тип предстает как некая идеальная модель того, что наиболее полезно человеку, объективно отвечает его интересам в современную ему эпоху. По Веберу, в качестве идеальных типов могут выступать моральные, религиозные, политические ценности, правила и нормы поведения людей, традиции их социального общения. Идеальные типы характеризуют как бы оптимальные общественные состояния - состояния власти, межличностного общения, индивидуального и группового сознания. В силу этого они выступают как своеобразные критерии, исходя из которых необходимо вносить изменения в духовную, политическую и материальную жизнь людей.
Данная модель представляет идеальный тип действия, процедура мотивирования Актором своего действия в ней выглядит упрощенно, огрубленно, статично. Это неизбежно в ходе научного анализа. Важно учесть главное: центром данной модели является соотношение того, что необходимо Актору и с чем он вынужден считаться и реально руководствоваться в своем действии.
Эмпирическая модель дает идеальный тип менеджмента с ориентацией на долгосрочное устойчивое развитие, создает благоприятный имидж компании и ее управляющих. Однако в обычных условиях экономических трудностей, что в первую очередь характерно для современной России, управляющие вынуждены игнорировать многие долгосрочные соображения. В этих условиях практика начинает тяготеть к нормативной модели.
Таким образом, веберовский идеальный тип близок к идеальной модели, которой пользуется естествознание Вебер называет идеальный тип продуктом нашей фантазии, созданным нами самими чисто мыслительным образованием, подчеркивая тем самым его внеэмпирическое происхождение.
Шумпетеровский предприниматель как наиболее популярный идеальный тип представляет человека, находящегося в непрерывном движении. Он не только не является собственником данного предприятия, но и, как правило, не связан с ним какими-то другими более или менее постоянными узами. В случае успеха он оставляет свое детище и начинает разворачивать новые проекты. Привязанность к конкретному предприятию даже вредна для реализации предпринимательской функции. Предприниматель должен быть свободен, и в этом смысле он является полной противоположностью менеджеру современной корпорации. Среди личных качеств ему необходимы, во-первых, интуиция и чутье, требующиеся для обнаружения новых нестандартных путей; во-вторых, энергия и воля для того, чтобы отказаться от устоявшихся порядков, преодолевать сильную инерцию экономических и социальных процессов.
Векторы, пропорциональные. Системы Аносова демонстрируют простейший, идеальный тип гиперболич. Гораздо чаще условия гиперболичности выполняются лишь для траекторий, заполняющих нек-рое инвариантное множество, не совпадающее со всем фазовым пространством. Полная и частичная гиперболичности выражаются в терминах характеристич.
Что же представляет собой социологический идеальный тип. Если история, согласно Веберу, стремится к каузальному анализу индивидуальных явлений, локализованных во времени и пространстве, то задача социологии - устанавливать общее правило событий безотносительно к пространственно-временному определению этих событий. В этом смысле идеальные типы, с помощью которых работает социолог, должны быть общими и, в отличие от генетических типов, называются чистыми идеальными типами. Так, например, социолог конструирует идеальные модели господства - харизматическое, рациональное, патриархальное, которые имеют силу во все исторические эпохи и в любой точке земного шара. Таким образом, эти типы ( генетический и чистый) отличаются степенью общности. Первый локализован в пространстве и во времени, а второй не локализован; первый служит средством выявления связи, которая один раз имела место, а второй - средством выявления связи, которая имеет место всегда.
Что же представляет собой социологический идеальный тип. В этом смысле идеальные типы как инструменты социологического исследования, по-видимому, должны быть более общими и в отличие от генетических идеальных типов могут быть названы чистыми идеальными типами. Так социолог конструирует чистые идеальные модели господства ( харизматического, рационального и патриархального), встречающиеся во все исторические эпохи в любой точке земного шара.
Он дал характеристику идеальных типов господства и выдвинул положение, согласно которому бюрократия - порядок, устанавливаемый правилами, является самой эффективной формой человеческой организации.
Мы говорим об идеальном типе.
Всякая типология выделяет некоторые идеальные типы, выражающие лишь ведущие тенденции в деятельности тех или иных организаций. В реальной же жизни в чистом виде они не встречаются.
Как же работает понятие идеальный тип у Вебера, в чем состоит его эвристический характер, как с его помощью добывается знание. Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо ввести еще одно фундаментальное понятие социологии Вебера - категорию понимание. Следует отметить, что именно необходимость понимания предмета своего исследования, согласно Веберу, отличает социологию от естественных наук. Однако понимающая социология - это, по Веберу, как уже отмечалось, не есть просто часть психологии. Социология рассматривает поведение личности лишь постольку, поскольку личность связывает со своим действием определенный смысл. Таким образом, социологическое понятие действия вводится им через понятие смысла.
Типы пространственного распределения особей в популяция.. А - равномерное. Б - диффузное. В - мозаичное. Практическая невозможность реализации этого идеального типа распределения определяется прежде всего неоднородностью среды обитания; нарушают равномерность распределения и свойственные многим видам формы взаимосвязей.

Для того, чтобы проанализировать идеальный тип с содержательной точки зрения, Вебер вводит еще одну категорию социологии - категорию понимания. Социология, по Веберу, так же, как и история, изучает поведение индивида или группы индивидов. Отдельный индивид является клеточкой социологии и истории, их атомом. С точки зрения Вебера, социология рассматривает поведение личности лишь постольку, поскольку личность вкладывает в свои действия определенный смысл - субъективно подразумеваемый смысл. Поэтому социология должна быть понимающей, так как действие индивида осмысленно.
Как сам Вебер определяет роль идеального типа в социологии и истории. Социология, считает он, создает понятие типов и ищет общие правила в противоположность истории, которая стремится к каузальному анализу индивидуальных, важных в культурном отношении действий, образований, личностей.
В первый раз вводя понятие идеального типа в своих методологических работах 1904 года, Вебер рассматривает его главным образом как средство исторического познания, как исторический идеальный тип. Именно поэтому он подчеркивает, что идеальный тип есть лишь средство, а не цель познания.
Социологические идеи Конфуция о построении идеального типа личности, путях его достижения можно и сегодня назвать этическими ценностями человеческой жизни, которые являются вечными.
Типология основана на конструировании двух полярных идеальных типов ( моделей), с помощью которых выясняются направленность и этапы эволюции, в определенной мере решается проблема предпочтительного типа развития. Спенсер выделяет два типа обществ: военные и промышленные. Военный и промышленный типы общества Спенсер характеризует прямо противоположными социальными свойствами.
Если бы действительно удалось достичь идеального типа высокой рыночности или высокого инструментализма, результат был бы разрушительным. В современном мире успешно существует лишь смешанная экономика. Однако следует признать, что сам термин смешанная экономика не отличается вполне убедительной определенностью.
Если бы действительно удалось достичь идеального типа высокой ры-ночности или высокого инструментализма, результат был бы разрушительным. В современном мире успешно существует лишь смешанная экономика. Однако следует признать, что сам термин смешанная экономика не отличается вполне убедительной определенностью.
Открытое и закрытое общества являются идеальными типами. Моделирование идеальных типов является законным методом изучения общества. Этот метод стал законным благодаря Максу Веберу, позже он был использован такими практиками наших дней, как Эрнст Гелнер. Он имеет преимущество, или недостаток, который заключается в том, что он может играть не только информативную, но и нормативную роль. Совершенная конкуренция, которая была постулирована экономической теорией, также является таким идеальным типом.
Община, корпорация и ассоциация как идеальные типы хозяйственной организации.
Следует отметить, что описанный Вебером идеальный тип формально-рационального управления, конечно же, не имел и не имеет полного эмпирического осуществления ни в одном из индустриальных государств.
Чтобы показать, как применяется понятие идеального типа у Вебера, необходимо проанализировать это понятие и с содержательной точки зрения.
Очевидно, что оба эти общества представляют собой идеальные типы структур и в реальной жизни в настоящее время не существуют. Однако существуют социальные структуры, близко стоящие к идеальным открытым и закрытым классовым обществам.
Очевидно, что оба эти общества представляют собой идеальные типы структур и в реальной жизни в настоящее время не существуют.
Хотя это понятие обычно рассматривается в контексте идеальных типов Вебера, связанных с рациональной и эффективной организацией, сравнивающей специфические требования рабочих позиций и личностей, на самом деле оно означает нечто гораздо большее.
Марксистское понимание общественного класса явилось своего рода идеальным типом, который свел функционирование викторианского капитализма к конфликту двух макрогрупп, и эта схема не исключает возможности проведения другого анализа - в соответствии с системой групповой и статусной иерархии.

Рассмотренные два базовых типа социально-исторической реальности - это идеальные типы, в которых сконцентрированы лишь наиболее важные переменные, признаки. В реальной социальной жизни они наполняются многими новыми краскам оттенками, существуют как в более совершенных, так и в переходных формах.
Ясно, что все эти три начала - идеальные типы, которые в эмпирической реальности в чистом виде не выступают. Вместе с тем, нет сомнения и в том, что все три типа представляют собой основные ценности, которые в мировоззрении Вебера так же тяготеют друг к другу и друг другу противостоят, как сконцентрированные в соответствии с ними идеальные типы.
Наиболее отчетливо двойственность веберовского отношения к любому из идеальных типов - рациональности, харизме, традиции - сказалась в его социологии религии.
Теория Важнейшей составляющей данной теории социального является концепция идеальных типов. Это некая идеальная модель того, что наиболее полезно человеку, что объективно отвечает его интересам в современной ему эпохе. В этом отношении в качестве идеальных типов могут выступать моральные, политические, религиозные и другие ценности и вытекающие из них установки поведения и деятельности людей, правила и нормы их поведения, а также традиции социального общения.
Веберовское сравнительное изучение религий было основано на выделении идеального типа определенной религии, в котором эта религия предстает не как: адекватное воспроизведение в его эмпирическом виде, обусловленном реальными обстоятельствами, а как системная, логически упорядоченная конструкция.
Вебер полагает, что чем ближе организация к идеальному типу бюрократии, тем более эффективно она будет справляться с задачами, для решения которых была создана. Он часто сравнивал бюрократии со сложными механизмами. Тем не менее, он признавал, что бюрократия порождает проблему канцелярщины, и допускал, что многие бюрократические процедуры утомительны и дают мало возможностей для применения творческих способностей. Бюрократическая рутина и власть чиновников в нашей жизни становятся ценой, которую мы платим за техническую эффективность бюрократических организаций.
Рассуждения о схемах, о моделях, об идеальных типах или, чтобы не прослыть педантом, о фигурах, позволяют избежать многих ловушек. Тщательный анализ практических применений моральной теологии и кальвинистской метафизики выразился в построении модели видения мира и поведения пуритан: Вебер констатировал, что эта модель близка к той, которая диктует поведение капиталисту. Далее, одновременное историческое развитие этих двух моделей приводит к обнаружению некоторых связей между ними, но не позволяет заключить, что одна является причиной другой.
Вебера, так и других компаративистов подводит тенденция создавать идеальные типы каждой религии, перекрывающие присущие этим религиям далеко не сходные ориентации. Поэтому вряд ли можно полагать, что для Китая характерен только шенъши - экстравер-тный и ориентированный на социум индивид, а для Индии - аскет, вышедший из социума, переставший интересоваться им и вообще всем несущественным, даже иллюзорным миром. После некоторых колебаний Арджу-на, в результате искусных идеологических построений Кришны, убедился в ограниченности своих моральных пережитков, недопустимости уклонения от долга и бросился в битву выполнять веление варнового принципа убивать своих родичей. Таковы веления дхармы, и эти веления распространяются на всех членов общества, по всем кастам. Только немногие аскеты могут позволить себе выйти на другой уровень, перестать интересоваться иллюзорным миром и вести индивидуальный поиск спасения. Они пользуются всеобщим почитанием, но они не образец для тех, кто должен выполнять свою дхарму, и просто для реально мыслящих людей, пользующихся предписаниями артхи для осуществления своей политической, торговой, ремесленной деятельности.
 
Loading...
Loading
на заглавную 10 самыхСловариО сайтеОбратная связь к началу страницы

© 2008 - 2017
словарь online
электро бритва
словарь
одноклассники
XHTML | CSS
Лицензиар ngpedia.ru
1.8.11