Большая техническая энциклопедия
2 7
A V W
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
ФА ФЕ ФИ ФЛ ФО ФР ФТ ФУ

Философское понятие

 
Философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознания объективный мир, материю.
Отождествление философских понятий пространства и времени с естественнонаучными представлениями о пространственно-временных свойствах отдельных видов материи при определенных условиях может привести к признанию того, что на уровне микро - и субмикромира якобы имеет место внепространственная и вневременная реальность.
Непонимание различия между философским понятием материи и естественнонаучными представлениями о ее строении и свойствах может привести к грубым ошибкам. Так, большинство естествоиспытателей прошлого века, стоявших на позициях стихийного материализма, считали свои знания о конкретных свойствах материи и ее строении достаточными для понимания того, что представляет собой материя вообще.
Такая информация концентрируется в философских понятиях ( категориях), общих принципах и законах, образующих целостную систему. В нашем учебном пособии содержится информация по важнейшим проблемам лишь четырех философских дисциплин.
Основная тенденция неомарксизма заключается в соединении философских понятий с политэкономическими и общесоциологическими. В качестве центральной и основополагающей внеомарксизме выступает категория отчуждение, понимаемая в социально-экономическом смысле. Результатом отчуждения оказывается не только социальная структура антагонистически: общественных форм, но и субстанциональное содержание мира, его предметно-вещественный характер.
Такое понимание информации вполне согласуется с философским понятием информации в материалистической интерпретации, которая исходит из первичной материальной информации по отношению к идеальной и ее глубокой связи с отражением, как форм обращения, присущих материальному миру.
Сознание выступает, таким образом, как ключевое, исходное философское понятие для анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни человека в их единстве и целостности, а также способов контроля и регуляции его взаимоотношений с действительностью, управления этими взаимоотношениями.
В структурном плане, со стороны собственно философских понятий и средств познания, философия тоже имеет немало моментов, говорящих о ее научности и вхождении, по крайней мере, в некоторых отношениях, в сферу научного знания.
Технико-экономическое понятие качество продукции в отличие от философского понятия качество охватывает только те свойства продукции, которые связаны с возможностью удовлетворения продукцией определенных общественных или личных потребностей в соответствии с ее назначением. Под свойством продукции понимается объективная особенность продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации или потреблении. Свойства изделий машиностроения обусловлены его структурой, внешними и внутренними связями элементов.
Последовательность и формы модельных построений на различных этапах системного исследования ( а-г - в тексте. В качестве частнонаучного понятие информации восходит к широкому философскому понятию отражения.
В общем виде систему определяют на основе таких философских понятий, как вещь, свойства и отношения.
Все, что составляет Вселенную, объединяют под общим философским понятием: материя. Материя существует вечно, независимо от воли и сознания людей. Действуя на наши органы чувств, непосредственно или через посредство приборов, материя вызывает ощущения. Материя - есть объективная реальность, данная нам в ощущении... Материя неразрывно связана с движением.
Все многообразие окружающего нас мира, вся совокупность предметов и явлений объединяются общим философским понятием - материя. Марксистская философия под материей понимает философскую категорию для обозначения объективной реальности, существующей независимо от нашего сознания, действующей на наши органы чувств и познаваемой нами средствами наблюдения, экспериментального исследования и теоретического мышления.
Теория синтеза тесно связана с теорией анализа механизмов и машин, что вполне соответствует философскому понятию о диалектическом единстве противоположностей. Единство методов анализа и синтеза в теории механизмов и машин обусловлено единством ( идентичностью, совпадением) методов решения задач анализа и синтеза и, в частности, совпадением уравнений, определяющих взаимозависимость переменных величин и фиксируемых параметров механизмов. Противоположность методов анализа и синтеза механизмов состоит в том, что одни и те же уравнения при решении задач анализа и синтеза служат разным целям.

Из всех этих свойств атомный вес является самым главным и всеобъемлющим; именно он превратил атом из чисто философского понятия в естественнонаучное. Поэтому не случайно особый интерес приобретает вопрос о том, кто первый дал идею о различии атомов по их весу.
С другой стороны, физика, развиваясь, обогащает философию своими достижениями, которые способствуют расширению и углублению философских понятий.
Уточненная методология автоматизации интеллектуального труда ( КМ - концептуальная модель. ИЛМ - инфологическая модель. Для разрешения этого противоречия необходимо исходить из наиболее общих законов познания и закономерностей познавательной деятельности, из анализа философских понятий, связанных с производственной средой.
Малоразработанной в современной философии науки является проблема взаимосвязей неявного знания и рациональной эвристической интуиции, хотя исследования собственно самого философского понятия интуиции вполне традиционны уже на протяжении нескольких столетий, вследствие чего область применения интуиции изучена достаточно основательно.
Сопоставляя эти три понятия - тела, вещества, материя - мы приходим к заключению, что самым общим является философское понятие материи.
Антагонизм в математическом, теоретико-игровом смысле, понимаемый как равенство по величине и противоположность по знаку, существенно отличается от одноименного философского понятия. Это следует иметь в виду при обсуждении возможных путей моделирования играми реально встречающихся конфликтов или, наоборот, содержательных интерпретаций теоретико-игровых конструкций. В частности, достаточно адекватное моделирование социальных или военных конфликтов антагонистическими играми удается лишь в отдельных случаях. Дело в том, что в таких конфликтах каждая сторона обычно преследует свои собственные цели, а нанесение ущерба сопернику является лишь способом достижения цели или даже просто сопутствующим обстоятельством.
Все то, что мы видим, ощущаем, существующие вне нашего сознания многообразные объекты живой и неживой природы, весь необъятный внешний мир охватываются общим философским понятием материя.
После теоремы Геделя-Козна о независимости, скажем, континуум-гипотезы от стандартных аксиом теории множеств ему должно быть ясно, что истинность, в отличие от доказуемости, есть скорее философское понятие, и неразумно ожидать его точного сведения к математическому определению.
Хотя основными учебными пособиями оставались книги религиозного содержания, вышли в свет и несколько светских изданий: буквари Бурцева, Полоцкого и Истомина, а также азбуковники - словари иностранных слов, знакомившие с философскими понятиями, содержавшие краткие сведения по отечественной истории, об античных философах и писателях, географические материалы.
В данной главе приведен хронологический рассказ о научном процессе, посредством которого ученые пришли к выводу, что химические соединения построены из определенного числа атомов различных элементов, имеющих индивидуальные атомные массы, а затем постепенно установили надежную и согласованную таблицу атомных масс. Представление об атомах возникло скорее как философское понятие, чем как средство описания веществ и реакций. Антуан Лавуазье заложил фундамент новой химии, доказав, что масса является фундаментальным свойством, сохраняющимся в химических реакциях. Джон Дальтон превратил философское понятие об атомах в реальность, показав, что атомистическая теория способна объяснять экспериментальные наблюдения, результатом которых явились закон эквивалентных отношений и закон кратных отношений.
Равновесие на риале. мы имели бы бесконечный источник, наклонной плоскости. Сади Карно красочно описал ( 1824 г.) значение для человечества вечного двигателя ( perpetuum mobile), если бы только его возможно было осуществить. Общее и философское понятие perpetuam mobile содержит в себе не только представление о движении, которое после первого толчка продолжается вечно, но действие прибора или какого-нибудь собрания таковых, способного развивать в неограниченном количестве движущую силу, способного выводить последовательно из покоя все тела природы, если бы они в нем находились, нарушать в них принцип инерции, способного, наконец, черпать из самого себя необ-ходимые силы, чтобы привести в движение всю вселенную, поддерживать и беспрерыв-но ускорять ее движение.
Сади Карно красочно описал ( 1824 г.) то значение, которое имел бы для человечества вечный двигатель ( perpetuum mobile ], если бы только его возможно было осуществить. Общее и философское понятие perpetuutn mobile содержит в себе не только представление о движении, которое после первого толчка продолжается вечно, но действие прибора или какого-нибудь собрания таковых, способного развивать в неограниченном количестве движущую силу, способного выводить последовательно из покоя все тела природы, если бы они в нем находились, нарушать в них принцип инерции, способного, наконец, черпать из самого себя необходимые силы, чтобы привести в движение всю вселенную, поддерживать и беспрерывно ускорять ее движение.
В философском понятии под моделью подразумевается такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что изучение модели дает нам новую информацию об этом объекте.

Ленинское определение направлено против смешения и отождествления тех или иных физических представлений о строении вещества с философским пониманием материи вообще. Ленин разъяснял недопустимость подмены философского понятия материи физическими представлениями о строении материи и ее свойствах.
Они показывают становление предпринимательского духа как составляющей духа капиталистического. При этом дух рассматривается не как сугубо философское понятие или чисто психологическая черта, но как экономико-социологическое явление.
Большинство окружающих нас вещей и предметно-вещественных целостностей произведено людьми. Они входят и в житейское и в философское понятие окружающий мир в качестве его важного элемента. Но в философии понятие окружающий мир нередко остается недифференцированным, более того, он часто отождествляется с первой природой, что неправомерно.
Обоснованность же соответствия между самим принципом ( философским понятием) и его моделью ( понятием формальной логики) лежит за пределами формальной логики.
В соответствии с этим принципом, если он будет принят, разумное может [ с. Это воззрение настолько же лишено всякой спекулятивной мысли и отвергнуто философским понятием, насколько ужасны те явления, которые оно вызвало в умах людей и в действительности; параллелью им может служить лишь поверхностность мыслей, на которых они основывались.
Диалектический материализм учит нас, что свойства материи неисчерпаемы и поэтому ни одна из физических характеристик движущейся материи не может служить ее полной мерой. Говоря о материи, как о философской, гносеологической категории, Ленин указывал, что нельзя смешивать философское понятие о материи с теми или другими конкретными характеристиками различных видов материи; он писал: 1 Но совершенно непозволительно смешивать, как это.
Постановка вопроса о материи как субстанции может стимулировать разработку общенаучных понятий. Невозможно, к примеру, сколько-нибудь полно раскрыть причинность без обращения к физическим взаимодействиям, понятиям вещество, энергия и др. Для раскрытия собственно философских понятий ( бытие, существование, реальность и т.п.) необходимо привлечение понятий, касающихся всей природы, т.е. ряда наук о природе. Очень важно, например, установить критерии физического существования, в том числе с целью отграничения материального от теологических феноменов. Одна из плодотворных попыток анализа таких критериев содержится в книге: Мостепаненко А. М. Проблема существования в физике и космологии.
В данной главе приведен хронологический рассказ о научном процессе, посредством которого ученые пришли к выводу, что химические соединения построены из определенного числа атомов различных элементов, имеющих индивидуальные атомные массы, а затем постепенно установили надежную и согласованную таблицу атомных масс. Представление об атомах возникло скорее как философское понятие, чем как средство описания веществ и реакций. Антуан Лавуазье заложил фундамент новой химии, доказав, что масса является фундаментальным свойством, сохраняющимся в химических реакциях. Джон Дальтон превратил философское понятие об атомах в реальность, показав, что атомистическая теория способна объяснять экспериментальные наблюдения, результатом которых явились закон эквивалентных отношений и закон кратных отношений.
Взгляд энергетиков на материю в отрыве от движения Менделеев называл дорогой в болото идеализма. Если материя, говорил он, может существовать без движения, а в природе везде имеется только движущаяся материя, то, исходя из этого, остается принять, что источником движения является непознаваемое духовное начало, с чем нельзя согласиться. Менделеев сознавал, что философское понятие материи не является чем-то внешним по отношению к естественнонаучному представлению о веществе, а его гносеологической основой, но он одновременно и не допускал их тождества.
Это и было философским открытием проблемы бытия - толчком к анализу того, в чем именно состоит единство мира, к поиску его необходимых предпосылок, без чего невозможно раскрыть мировое единство. После открытия проблемы бытия как таковой предполагается дальнейшее движение от исследования предпосылок единства мира в его существовании ( бытия) к раскрытию всех оттенков и аспектов его единства. Связь и различие между философскими понятиями бытия и единства, единого явились причиной того, что одни философы возвышали бытие над Единым ( Платон), а другие ( например, Плотин) считали, что Единое возвышается над всем, в том числе и над бытием. Пока речь идет о бытии как таковом ( философы говорят: о чистом бытии), нецелесообразно сразу разбирать вопрос о том, как именно существуют различные целостности, входящие в единое бытие.
Итак, второй аспект философской проблемы бытия состоит в следующем: природа, человек, мысли, идеи, общество равно существуют; различаясь по формам своего существования, они прежде всего благодаря своему существованию, наличию образуют целостное единство бесконечного, непреходящего мира. Иными словами, существование, специфическое наличие, присутствие всего, что есть, было и будет в мире, - это выражение единства мира, а констатация этого существования - начальный этап анализа, проблемы бытия. Еще раз надо подчеркнуть: бытие как философское понятие не тождественно существованию мира и всего, что в мире имеется. Бытие - это мысль о всеобщности, всеобщей связи между всем, что существовало, существует, будет или может существовать.
Чтобы сберечь природу, общество в целом должно иметь определенный уровень культуры, нравственности. Нравственность в отрыве от конкретных условий человеческого общества не существует. Это уже не нравственность, а обман, жонглирование абстрактными философскими понятиями. Обеспечение условий для здоровой жизни человека, сохранение всего многообразия растений и животных, восстановление природных, в том числе уникальных, ландшафтов, защита культурных и исторических ценностей от негативных антропогенных воздействий, т.е. обеспечение условий, в которых могла бы формироваться гармонично развитая личность, - процесс хоть и многотрудный, но нравственный. И напротив, специалистов, тем более руководителей производств, преследующих только ведомственные интересы, но не проникшихся необходимостью экологически грамотно организовать деятельность своих предприятий, следует с полным основанием обвинить в безнравственности.
Вместе с тем Мур понимал, что анализ чувственно данного применим лишь в известных пределах и не может быть универсальным методом решения философских проблем. Ведь помимо чувственных данных процесс познания объектов включает в себя еще нечто, благодаря чему в какой-то момент ( память подсказывает это) свершается чудо перехода от данного образа к уверенности, что этот образ к чему-то относится. Не ограничиваясь анализом чувственно данного, Мур разрабатывал также процедуры прояснения философских понятий, тезисов, парадоксов, придавая все большее значение смысловому анализу языка.
В настоящем томе впервые публикуются замечания Ленина на полях и в тексте книги И. Дицгена Мелкие философские работы, в основном сделанные им в 1908 году при работе над книгой Материализм и эмпириокритицизм, где значительная часть их была использована. Останавливается Ленин и на ошибках Дицгена, на его путанице в философских понятиях, причиной которой было отсутствие достаточного философского образования и некритическое использование терминологии своих философских противников.
Перед нами дерзновенная попытка собрать воедино то, что было разъято на составные части. Аргументация авторов сложна и не всегда доступна пониманию - неподготовленного читателя. Но она изобилует свежими идеями, счастливыми догадками и позволяет установить взаимосвязь, казалось бы, разрозненных ( н противоречивых) философских понятий.

Пафос самоопределения философии, как показывает Флоренский, ясно направлен против реальности, против того, что заставляет самоопределиться. Но истинная реальность ( против которой выступает философия) - это реализованный смысл, или осмысленная реальность. Это воплощенный Логос, это культ. Конкретное же содержание философских понятий, как указывает философ, может быть лишь одно - культовое.
Передача разнообразия - это представление, сложившееся на почве науки, в результате кибернетического подхода к исследованию поведения и ( взаимодействия объектов реальности. I - о философском понятии отражения сделать следует.
Махисты презрительно пожимают плечами по поводу устарелых взглядов догматиков - материалистов, которые держатся за опровергнутое будто бы новейшей наукой и новейшим позитивизмом понятие материи. О новых теориях физики, касающихся строения материи, речь будет у нас особо. Этот старый, престарый философский вопрос запутан Махом. Если дана, то нужно философское понятие для этой объективной реальности, и это понятие давно, очень давно выработано, это понятие и есть материя. Материя есть философская катего. Поэтому говорить о том, что такое понятие может устареть, есть младенческий лепет, есть бессмысленное повторение доводов модной реакционной философии.
Мы должны теперь рассмотреть вопрос, в какой мере эти понятия заслуживают названия действительных в том смысле, в каком они употребляются в физике. Понятие соответствует физической реальности только тогда, когда существует что-либо доступное подтверждению на основании соответствующих измерений в мире явлений. Здесь не место углубляться в обсуждение философского понятия реальности; несомненно, во всяком случае, что критерий реальности, данный выше, полностью соответствует тому применению, которое слово реальность находит в физических науках. Все понятия, которые не удовлетворяли ему, были постепенно исключены из структуры физики.
В зависимости от того, на каком языке характеризуется факт и в какую практическую сферу человеческой деятельности он включен, могут быть выведены факты обыденные, научные и философские. Первые из них образуются и функционируют в сфере практических обыденных человеческих отношений и научного познания. Научные факты формируются на языке науки, специфическом для различных ее разделов, и включаются в содержание научных теорий в виде эмпирических и теоретических фактов. И, наконец, философские факты описываются при помощи философских понятий и функционируют в сфере теоретического мышления и собственно философского познания. Поэтому систематизация фактов является первым шагом к их обобщению, к построению научной теории.
 
Loading
на заглавную 10 самыхСловариО сайтеОбратная связь к началу страницы

© 2008 - 2019
словарь online
электро бритва
словарь
одноклассники
XHTML | CSS
Лицензиар ngpedia.ru
1.8.11